Сергей. Мебельщик

Дизайнер мебели. Сергей Швецов.
Дизайнер мебели. Сергей Швецов.

— Как давно ты этим занимаешься?
— Я 13-тый год занимаюсь изготовлением мебели (2015). Может быть за это время можно было бы сделать больше, но много уделял времени творчеству. Не ставил никогда себе цель сделать IKEA в Харькове. Скорее Ворониным по мебели в нашем городе. Это такая сеть магазинов мужской одежды, он шил костюмы деловые. На меня огромное впечатление произвела внутренняя часть костюма. Там мелкие и продуманные детали говорили, что это не ширпотреб, а что-то особенное. Меня это зацепило сильно тогда.
Сегодня я беру в руки карандаш и изобретаю велосипед в каждом своем проекте с чистого листа. Слушаю пожелания человека, интуитивно вижу, чтобы ему понравилось. И «шью под него костюм» только из ДСП (смеется).

— А что бы мне понравилось?
— Для начала нужно попасть на объект, к тебе домой… Посмотреть, чем ты живешь, вдохнуть с тобой один воздух, так сказать, услышать твои пожелания… И сразу станет все понятно. Многих вещей нельзя словами описать. Есть люди, которые хотят что-то, но не могут выразить это. Например, хочу к этой стене что-то поставить. Что-то такое!..

— Т.е. ты когда в метро едешь, не видишь вместо людей шкафы?

Нет, конечно (смеется). Но когда долго этим занимаешься, понимаешь уже все без слов. Есть девять разных типов заказчиков. Заходишь в квартиру, видишь подход человека и понимаешь, как общаться, что нужно предлагать, что наоборот, не нужно. Я не стремлюсь произвести впечатление на человека, скорее оптимизировать рабочий процесс.
Когда приезжаю к заказчикам на замер, говорю: «Жалуйтесь. Как вы себе видите будущую кухню?». Люди отвечают — «Здесь будет стол, здесь — печка, тут — вытяжка, а здесь — сушка». Они часто думают мебелью, в них говорят скорее их привычки, как они у мамы жили, например.
Спрашиваешь: — «Почему именно так?» — «Мы так привыкли» — «А зачем вам карусель посреди стола?» — «А у кумовей так сделали, нам нравится». Не всегда стоит это перебарывать, есть какая-то ностальгия, это приятное чувство, — привычка. Вредно, но приятно.

 

— Когда заходишь в квартиру сразу видишь, как все будет, или вдохновляешься как-то?
— Бывали и кризисы, когда в пустой лист сидишь и тупишь. Но никогда не смотрел, не искал идеи в Интернете. Ценю свою самобытность и оберегаю. Вдохновение — как аппетит, приходит во время еды, главное — начать работать.

— Как ты начал заниматься мебелью?
— Случайно! Учился на экономическом факультете в автодорожном, уже тогда понял, что не мое это — организация перевозок и управление на автомобильном транспорте. Будучи студентом, подрабатывал на стройках. Потолки делали гипсокартоновые, и один дизайнер не мог нормально чертеж потолка нарисовать. Я и попробовал…
Стало это нравится, начал интерьеры проектировать. Пошел в художественную школу для подростков и взрослых. Потом годичный курс дизайнера интерьера. Корочка даже есть! Соседям кухню нарисовал, в акварели помню тогда еще, и по этому проекту сделали им мебель. И переломным моментом стала именно эта кухня! Я увидел нестертый карандаш на полочках и понял, что она была сделана вручную, а не какими-то сверхъестественными супер-станками. В ту же квартиру соседям я спроектировал и уже собственноручно сделал прихожую!


Потом случайное объявление в газете сподвигло устроиться сборщиком мебели. Проработал сборщиком аж 8 месяцев. В этой конторе, когда шел за зарплатой — должен был написать, что ты за месяц сделал, а я свои объекты зарисовывал. И в один прекрасный день директор предложил мне место дизайнера мебели, подменить мол Ларису, — тогдашнего дизайнера, уходящую в декрет.
4 года проработал на этой должности. Переделали почти все харьковские банки, университетов много, бюджетных организаций, МВД. Полезный опыт… Потом начали меняться директора, задержки зарплат… Начал левачить, — свои заказы делать, потом своих заказов стало больше чем на фирме и я открыл собственное ЧП.

— Бывали ли случаи, когда заказчик оставался недоволен?
— Конечно бывали заказчики — педанты! Невозможно сделать изделие совершенным. Ко всему можно придраться. Вот у кружки (берет кружку со стола) есть шов, которого не должно быть. Технически, это штамп на производстве. А бывает заказчик дотошный, придирается к такому шву.

— Ты ведь сам перфекционист?
Да, и понимаю, что больше чем надо. Всегда пытаешься довести до совершенства, это занимает много времени. Вкладываешь душу в это, гордишься, с сиянием в сердце сдаешь работу. Крайне редко это ценится, к сожалению.

— Всегда ли остаешься доволен своими изделиями?
— Есть работы, которые делаешь под диктовку. Такими работами не то, чтобы недоволен, но они есть. По малолетству я пытался достучаться до человека, но благими намерениями устлана дорога в ад. Я получаю кайф от работы, и заказчик — главная составляющая.

— Как заставляешь себя что-то делать в творческие кризисы?
— Это элемент характера. Взять и сделать — это просто и сложно одновременно. Я бегаю по утрам, капоэйрой занимался, на бокс пошел. Спорт работает 100%. Тебе нужно отжаться 20 раз, не 19, не 15, а 20. А следующий подход — 30. Надо сделать и все!

— Что больше всего нравится в работе?
— Самое приятное, когда люди после выполненной работы звонят и искренне говорят, что им понравилось. Или увидеть реакцию детей на созданную мебель.
Кайф еще от рождения идеи. Когда ты начинаешь: рисуешь линию, вторую… Бах! Картинка сложилась в голове. Когда видишь картинку уже нарисованной. Потом когда видишь саму реализацию проекта. Особенно выделю реакцию опытных мужиков, видавших виды, как заказчиков, так и сборщиков особенно. Видно, что ему понравилось, но на эмоции настолько скуп, что это просто выглядит немой гримасой плюс обычно фразой: «Да неплохо получилось». Выдавить скупую мужскую эмоцию, — это успех особой ценности.